Тилландсии — «живые муравейники»

Tillandsia bulbosa

Среди огромного разнообразия различных форм тилландсий выделяется особая их группа, виды которой отличаются от прочих заметным (иногда весьма заметным!) утолщением основания розетки, напоминающим не то луковицу, не то клубень. В отличии от луковиц и клубней, эти образования полые и образованы сильно расширенными и выгнутыми основаниями листьев. Из более чем 700 видов тилландсий, в эту группу входят только 15, которые были найдены на протяжении почти всего ареала рода.

Самым известным и широко распространённым в природе видом этой группы является Tillandsia bulbosa, которая произрастает в Центральной Америке, Вест-Индии, на юге Мексики и в северо-восточной части Южной Америки.

Tillandsia caput-medusae

Второй весьма известный вид — T. caput-medusae из Центральной Америки и Мексики, выглядит очень необычно: её листья, отходящие от раздутого основания, закручиваются спирально, отчего растение действительно отдалённо напоминает голову мифической медузы Горгоны.

У T. intermedia (Мексика) листья тоже перекручиваются, но не так характерно, как у предыдущего вида.

T. seleriana (южная Мексика и Центральная Америка) и родственная ей T. ehlersiana (Мексика), имеют самые крупные «луковицы», достигающие нередко до 10 см в поперечнике.

T. ariza-juliae (Доминиканская Республика и Пуэрто-Рико), напоминает T. seleriana, но более изящна и имеет куда более скромные размеры.

Tillandsia butzii

T. pruinosa (северная часть Южной Америки, Центральная Америка, южная Мексика, Вест-Индия и Флорида) напротив, выглядит как T. ehlersiana в миниатюре.

T. streptophylla (Центральная Америка, Мексика и Вест-Индия) совсем не похожа на остальных представителей этой группы: у неё плоские, достаточно широкие листья, которые сильно закручиваются на концах в причудливые «кудри», скрывающие «луковицу».

Близкий вид T. diguetii из Мексики несколько напоминает предыдущий, но листья совсем почти не закручиваются, а только неравномерно изогнуты.

T. baileyi (южный Техас в США и штат Тамаулипас в Мексике) и T. pseudobaileyi (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас и Никарагуа) сходны внешне до такой степени, что различить их представляется возможным только во время цветения.

Tillandsia seleriana

T. balbisiana и T. paucifolia (Центральной Америки, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Вест-Индия и Флорида) имеют очень широкие ареалы, уступающие лишь ареалу T. bulbosa.

Очень необычна T. butzii из Коста-Рики и Мексики: её длинные и узкие, скрученные вдоль листья, расчерчены узкими поперечными полосками состоящими из белых чешуек.

T. disticha (Колумбия, Эквадор и Перу) имеет наименее расширенные основания листьев и обладает, пожалуй, самыми скромными «луковицами», среди всех видов этой группы.

Tillandsia streptophylla

Так зачем же этим тилландсиям нужны такие «луковицы»? Всё дело в том, что в природе в них живут… муравьи! Мелкие древесные, тропические муравьи. Казалось бы — зачем это нужно тилландсии? Всё предельно просто: муравьи предоставляют растению основной источник питания, коим служат остатки муравьиной пищи и их экскременты. Кроме того, будучи весьма агрессивными общественными насекомыми, муравьи ревностно охраняют свой дом. Стоит только случайно задеть тилландсию, как тут же, изо всех пазух листьев выбегают полчища разъярённых «квартирантов», спешащих атаковать «обидчика». Такие взаимоотношения, как известно, называются — симбиозом. Растения, участвующие в симбиозе с муравьями, называются мирмекофилами (от др.-греч. myrmex — «муравей» и philos — «любовь»).

Напрашивается вопрос: что произойдёт с тилландсией, если лишить нё муравьёв, этих столь полезных «квартирантов»? Ничего. Равно, как и с муравьями. Муравьи, способны и сами построить себе жилище или же занять чужое (например, гнездо древесных термитов). Тилландсия будет просто расти дальше, получая минеральное питание из воздушной пыли и других случайных источников. Все без исключения виды «луковичных» тилландсий, с успехом выращиваются любителями по всему миру, без всяких муравьёв, при этом, «луковицы» нормально развиваются, не смотря на отсутствие «квартирантов», как бы «по привычке». Даже в естественных условиях не все тилландсии бывают заселены муравьями, даже в пределах одной популяции.

Вот такая интересная группа мирмекофильных тилландсий — «подвешенных живых муравейников».